Бедные подростки хуже развиваются, но хорошие родители это компенсируют

Aвстрaлийскиe учeныe oпубликoвaли рeзультaты исслeдoвaния пoдрoсткoв из oчeнь бeдныx сeмeй в плoxиx рaйoнax и с высoкoй тoчнoстью, при пoмoщи МРТ дoкaзaли, что мозг у таких детей развивается хуже, чем у их более благополучных сверстников. Но отчасти эти изменения компенсируются хорошими родителями, которые своих детей любят и поддерживаются.

Бедность и плохое окружение («улица») оказывает очень серьезное влияние на развитие мозга детей и подростков. Это было давно известно на бытовом уровне: бедные дети обычно хуже учатся, испытывают эмоциональные сложности и трудности в общении. Но теперь это доказано инструментально.

Психиатр и психолог Сара Уиттл (Sarah Whittle) из Мельбурнского университета и ее соавторы отобрали группу из 166 подростков из «плохих» районов города, примерно поровну мальчики и девочки. Работа была долгой: детей обследовали три раза с 2004 по 2012 год, во время первых обследований им было примерно по 11 — 12 лет, во время последних — 19 — 20. Исследовались семьи подростков (доходы, нужда, образование и занятость), отношения в семье, успеваемость в школе и отношения с окружающими. Кроме того, каждому участнику три раза сделали МРТ — соответственно, в 11, 15 и 19 лет.

Данные обрабатывались в 2016 — 2017 году, результаты были опубликованы на сайте журнала JAMAPsychiatry.

Результаты эти довольно удивительные. Во-первых, лонгитюдное исследование с МРТ доказывает то, о чем мы и так догадывались: в бедных проблемных семьях подростки развиваются хуже своих сверстников, причем это «хуже» можно измерить точными инструментами, исследующими мозг. При этом некоторые эффекты этого плохого развития компенсируются положительной обратной связью от родителей. Грубо говоря: если ребенок очень беден, но родители его любят и поддерживают, то у него лучше развивается мозг, компенсируя негативные эффекты плохих районов. Если же у подростков мужского пола плохие отношения с матерью, и она не оказывает детям должной поддержки, это тоже можно увидеть на МРТ (есть, по мнению доктора Уиттл, определенная схема развития лобной, задней и боковой областей коры большого мозга у подростков в такой жизненной ситуации; и по этой же схеме можно предсказать плохую успеваемость и самоустранение от всякой конкуренции в школе).

Выводы из этого можно делать разные. Авторы исследования предлагают использовать их в социальной работе с проблемными детьми в плохих районах, но не очень понятно, как.

Главным образом же это исследование ценно тем, что в продолжительном исследовании с использованием точных инструментов показано, что бедность — это болезнь, которая влияет на мозг (не говоря уже о всех остальных органах).

До этого было много работ с медицинской и социальной статистикой. МедНовости писали уже о гигантском разрыве в продолжительности жизни между богатыми и бедными в США, стране с самой продвинутой медициной на свете. По одной версии эта разница составляет 7 — 10 лет, по другой — до 35 лет.

Бедные хуже едят, больше курят, чаще страдают ожирением, меньше отдыхают, меньше проводят времени с детьми. Они показывают худшие результаты в тестах на ум и сообразительность — не потому, что они глупей, а потому что человек, которому нечем платить за квартиру, решает тесты примерно с той же эффективностью, что и человек, который не спал сутки.

Медицинских решений у социальных проблем не бывает, но понимать с высокой точностью, какие у социальных проблем бывают медицинские последствия, очень важно.