Людмила КОРОЛЕНКО: «Прыжок Радивилова запретили не по политическим мотивам»

Людмилa КOРOЛEНКO сo свoeй учeницeй Сaшeй ГOЛOБ. Фoтo: Из личнoгo aрxивa Людмилы Кoрoлeнкo

Нoвый oлимпийский цикл — нoвыe прaвилa. Сoбствeннo, пeрeoцeнкa элeмeнтoв, кoррeкция спeцтрeбoвaний, нaдбaвoк и другиe измeнeния в спoртивнoй гимнaстикe прoисxoдят кaждыe чeтырe гoдa.

 

Oни мoгут прoйти прaктичeски нeзaмeтнo для рядoвoгo зритeля, нe пoсвящeннoгo в тoнкoсти «Aдлeрoв», «Цукaxaр», «Бeдуинскиx», «Xeйли» и.т.д., нo при этoм быть дoстaтoчнo oщутимыми для сaмиx гимнaстoв. 

 

O тoм, нa кaкиx снaрядax кoмбинaции прeтeрпeли сaмыe сeрьeзныe трaнсфoрмaции, o лoгикe присуждeния элeмeнтaм групп труднoсти, a тoчнee ee oтсутствии, пoчeму нa сaмoм деле техком Международной федерации гимнастики запретил олимпийский прыжок Игоря Радивилова, а также чего ждать от нового президента FIG Моринари Ватанабе — разобраться в этих и других гимнастических тонкостях болельщикам поможет в интервью «СЭ» главный судья киевского турнира«Ukraine International Cup» Людмила Короленко. 

 

Известный львовский специалист, воспитавшая для сборной Украины участниц Олимпийских игр (1996, 2000) Любовь Шеремету и Галину Тырык, она успела в свое время поработать в Канаде и России, а последние годы готовит гимнасток в словенском клубе «Шишка». Среди самых известных ее учениц победительницы и призеры World Challenge Cup Саша Голоб, Ивана Камникар, Тея Белак. 

 

В 2014 году Людмила Короленко была удостоена почетного звания «Honorary Brevet Judge». За ее судейскими плечами 17(!) чемпионатов мира и четыре Олимпиады в Атланте, Сиднее, Афинах, Пекине.

 

«ДВА С ПОЛОВИНОЙ САЛЬТО ВПЕРЕД» В 41 ГОД!

 

— Ученые давно ломают голову над тем, что было раньше яйцо или курица. Людмила Павловна, если экстраполировать этот вопрос на спортивную гимнастику, скажите, что первоначально тенденции или правила. Последние реагируют на изменения, или же они их определяют?

 

— Всякие правила, претерпевая изменения, заставляют гимнастов преобразовать свои соревновательные программы. Поэтому я бы сказала, что скорее правила диктуют направление, в котором должен двигаться дальше наш вид. Конечно, прежде, чем новшества вступают в силу, проходит длительный период. В большом спорте ничего не делается спонтанно. Например, тему того, что необходимо отдельно оценивать в вольных упражнениях артистизм, первой подняла в своей кандидатской Людмила Турищева. На чемпионате мира в Москве-1981 была создана экспериментальная бригада для оценки артистизма. Сравнивалось, какая в итоге оценка получается по действующим правилам и какая по планируемым. В общем, это все не так просто: за одну ночь вдруг взяли и поменяли.

 

После каждых соревнований, таких как чемпионаты мира и Европы, Кубки мира и Олимпиады, супервайзеры на снарядах готовят большой статистический анализ, в котором указывают, например, сколько спортсменов выполнили перелет Ткачева, сколько сделали наскок с разбега с мостика. Это фактически целая диссертация с диаграммами. После обработки таких отчетов за весь цикл, и принимаются решения по изменениям групп трудности. Вот элемент — его что гимнаст из Малайзии, что из Америки, что из Зимбабве способен выполнить. Изначально мы присвоили ему D. Надо опустить на группу ниже, потому что он очень легкий. Есть элементы, которые на основании обработки данных, оказываются слишком травмоопасными. Тогда их стараются вывести из правил соревнований. 

 

— Так как вывели «переворота вперед — тройное сальто вперед в группировке» нашего Игоря Радивилова после Олимпиады в Рио?

 

— Это прыжок очень опасен! На том же уровне опасен, что и в женской гимнастике «два с половиной сальто вперед» Продуновой. За такие прыжки берутся только действительно подготовленные спортсмены. Такое никто от балды, разбежался и полетел, не сделает. Нужны и смелость, и готовность мышц, и кураж. Чтобы выкрутить тройное сальто, ты должен высоко забраться, мощно оторвавшись с мостика и с тела коня. Ни один молодой спортсмен по своим физическим показателям не в состоянии этот прыжок сделать. К чему я веду, только осмысленные зрелые гимнасты могли бы его исполнять, и даже их, думаю, были бы единицы. 

 

Оксана Чусовитина, например, рискнула: «два с половиной сальто вперед» — женщина в возрасте 41 года! И на одних соревнованиях ей удалось. Это было чисто ее решение: «Я хочу медаль, и этот прыжок может мне ее принести, поэтому попробую». Повторюсь, я не верю, что какой-то ребеночек смог бы отважиться на такой прыжок, как делал Радивилов. Верняев, кстати, тоже им владел.

 

СЕРЬЕЗНЫЙ УДАР ПО КИТАЙСКОЙ ГИМНАСТИКЕ

 

— А не кажется ли вам, что в запрете прыжка Радивилова просматриваются политические мотивы? Особенно если учитывать, что исполнять его способны, как вы сказали, единицы, и единицы эти из Украины, а не, скажем, из Японии или США?

 

— Не думаю, что таким образом кто-то хотел отодвинуть Украину. Это не политика, скорее перестраховка, боязнь травм и недоверие к человеческим возможностям.

 

— Поставлю вопрос иначе, если никакой политики здесь нет, тогда почему «переворот вперед — сальто вперед в группировке» имело базу 2,8, двойное сальто, которое впервые исполнил в 1979 году кубинец Хорхе Роче — 5,6, а тройному сальто Радивилова не дали 8,4?

 

— Давайте рассуждать так. Если самый сложный прыжок у женщин был «Юрченко — два с половиной винта» и база у него была 6,3, то «двум вперед» Продуновой дали 7,0. Разница в семь десятых. Самые сложные прыжки, которые до этого исполняли мужчины, «два вперед с поворотом» и «двойная цукахара согнувшись» стоили 6,4. Добавляем семь десятых, получается 7,1. Радивилову сколько в итоге дали? 7,0. 

 

Хотя, честно признаться, я еще два цикла назад пришла к выводу, что логистика присуждения групп трудности утратилась. Раньше, когда я только входила в судейство, мне было очень легко готовиться к экзаменам. Я брала самый сложный элемент, который существовал в гимнастике, это была группа F. К примеру, на брусьях, таких элементов было всего четыре и также четыре соскока — достаточно легко запомнить. Потом я учила E и D. Их было 13 и 21. С-элементов уже, конечно, больше. А дальше смотрим, например, кувырок на бревне — это элемент группы А, кувырок вперед без рук — это уже В. Делаешь переворот темповой или какой-то полетовый элемент, и он переходит в С, потом в D. И ты можешь по логике определить стоимость элемента. И вот двадцать лет назад эта логика была потеряна. Поэтому мне сложно сейчас сказать, от чего отталкиваются, определяя базу. 

 

— Позвольте провести параллель с фигурным катанием. Мне доводилось слышать мнение, что бум четверных, который мы наблюдаем последние два сезона, во многом связан с тем, что правила стали больше поощрять риск и меньше наказывать за ошибки при исполнении многооборотных прыжков, а произошло это потому, что тем странам, которые имеют рычаги влияния, это стало выгодно. Просто у них появились фигуристы, способные прыгать много разных прыжков в четыре оборота. Существуют ли подобные кулуарные игры в спортивной гимнастике?

 

— В последних правилах я не увидела какой-то явной направленности. Но в изменениях, которые произошли в предыдущем цикле, четко прослеживалось недоверие к китайской стороне. Тогда очень сильно ужесточили повороты на брусьях. Китайцы набирали базу вертушками. У них все комбинации строились 360-540. И сразу это элемент группы Е. Надбавка в две десятых. Многие судьи просто не успевали посчитать количество оборотов. Или, например, есть хват снизу, а есть итальянский хват, но если ты не работаешь в зале, проследить это очень трудно, поэтому часто случались судейские ошибки. Принятые изменения стали серьезным ударом по китайской гимнастике на брусьях, но они были логичными. 

 

Также следует отметить, что раньше прослеживалась тенденция развивать на одном элементе более высокие группы. Например, на брусьях «поставить-снять в стойку», «поставить-снять с поворотом на 180», потом 360-540, «поставить-снять Шапошникова» или «Ткачев». Естественно комбинации выглядели очень однообразно. В новых правилах есть пункт, согласно которому судья будет засчитывать в трудность только три подобных элемента. Думаю, это изменение пойдет на пользу гимнастике, потому что оно сделает упражнения более разнообразными и они не будут больше строиться на одной базовой группе. 

 

ВИДЕЛА, КАК ДРАГУЛЕСКУ ПОСЛЕ КУВЫРКА ПОПАДАЛ В НОКАУТ 

 

— На каком снаряде новые правила отразились сильнее всего?

 

— Помимо брусьев, о которых я уже говорила, также на вольных упражнениях. Раньше разбегаешься, «два вперед» делаешь — это уже одна гимнастическая линия. Разбегаешься и делаешь «два вперед согнувшись» — это вторая гимнастическая линия. Теперь же спортсмен должен выполнить сальтовые элементы и вперед, и назад, это спецтребование, и они должны быть в линии. Если вы следили за вольными упражнениями раньше, то наверняка отметили для себя, что для гимнастки трудно найти элементы группы Е по движению вперед. Это может быть к примеру, «два с поворотом» Подкопаевой, «двойное сальто согнувшись» или «двойной твист».

 

Гораздо легче элементами назад набирать группы F и G. Поэтому все диагонали делали с соответствующим направлением вращения. А для того, чтобы закрыть спецтребование по наличию сальто вперед, добавляли обыкновенное легенькое «маховое с поворотом» или «маховое прогнувшись». Теперь это невозможно, потому что нужно выполнять элемент только в линии, например, «вперед — вперед — два вперед», как делают украинские гимнастки или даже простой винт вперед, но с переворота. Или можно выполнить сальто вперед в переход и в какую-то длинную связку, в общем обязательно в соединении еще с какими-то элементами. И это большой скачок по сравнению с предыдущими правилами. 

 

Также считаю правильным, что в мужской гимнастике запретили, к примеру, полтора сальто в кувырок. Я сама видела как Марьян Драгулеску попадал в нокаут после такого кувырка. Ударялся темечком, его вело и он не мог закончить упражнение. Когда такое происходит с гимнастом очень высокого уровня, это сигнал.

 

— Если в прошлом олимпийском цикле в многоборье у мужчин ориентиром можно было считать 92 балла, а у женщин 60. То каков будет потолок в новом четырехлетии с учетом изменений в правилах?

 

— На всех снарядах, кроме прыжка, убрали пятое спецтребование, осталось четыре. Спецтребование — это 0,5. Что касается прыжка, то там какие-то элементы на пять десятых понизили, какие-то — на три, четкой градации нет. Помимо этого еще и бонусы сделали меньше, и и трудность элементов изменилась. Соответственно у мужчин ориентиром теперь будет сумма под 90. У женщин? Параллельно с киевским турниром проходили соревнования в Италии, в которых кроме хозяек участвовали сборные России, Бразилии, США и Канады. Выиграла американская команда. В многоборье четыре американки набрали в районе 56 баллов. Раньше это было бы где-то 60. Очень высокий результат.

 

ПОНОР ГОВОРИЛА: «Я УБЬЮСЬ…», НО НИКТО НИЧЕГО НЕ МОГ СДЕЛАТЬ

 

— На какие еще изменения в новом олимпийском цикле следует обратить внимание? 

 

— На изменения в системе отбора на Олимпийские игры. Теперь право участвовать в них можно будет получить через Кубки мира. Берутся четыре этапа в 2019-м году и четыре — в 2020-м. По четырем лучшим результатам из восьми этих этапов будет определен победитель в общем зачете Кубка мира, который и получит путевку на Олимпиаду. Это что касается отдельных видов, но есть еще и Кубок мира по многоборью, такой, в котором первым в этом году стал Олег Верняев. Там тоже будет разыграна олимпийская лицензия, но не именная, а для страны. Национальная федерация получит право заявить дополнительного участника. То есть с учетом того, что команда теперь состоит из четырех человек, теоретически сильные сборные смогут повезти шесть гимнастов. Единственно, пока непонятно, что будет, если спортсмен станет победителем Кубка мира на двух снарядах. Потому что по идее выступить он имеет право только на одном из них. Кто будет решать на каком именно, в правилах ничего не написано.

 

— Если команда будет состоять из четырех человек, не будет ли это означать, что шансы попасть в нее для узких специалистов при наличии в стране сильных многоборцев резко снизятся? 

 

— Когда-то команда состояла из десяти спортсменов, во времена Нины Бочаровой. Или из семи, а шесть выходили на снаряд. Конечно, такие мощные державы, как СССР были в то время недосягаемы для маленьких государств, которые просто не могли собрать такой большой состав. Нынешний формат это, на мой взгляд, больше лотерея, чем показатель уровня развития гимнастики в стране. Для командного результата, если ты имеешь четыре мощных многоборца, это, конечно, лучше. Потому что в квалификации все четыре оценки важны и трудно будет составить команду, если у тебя специалист в одном виде, втором и третьем. 

 

Тот же Юри Ван Гелдер (трехкратный чемпион Европы и обладатель полной коллекции наград чемпионатов мира на кольцах — Прим.А.С.) никогда не попадал в команду, так как он ей был просто не нужен. Когда же голландцам таки удалось завоевать командную путевку Игры (в Рио-2016 — Прим. А.С.), они взяли туда с расчетом на медаль и ван Гелдера. Но ему не удалось ее завоевать. 

 

— А какими были самые кардинальные изменения в правилах спортивной гимнастики на вашей памяти?

 

— Кардинальным было решение об отмене обязательной программы. Она всегда была мощью советской системы, и в общем тех стран, которые действительно работали Последний раз обязательная программа была на Олимпиаде в Атланте-1996. Отказ от нее моментально уровнял множество стран. Если раньше разрывы в командных результатах были очень большие, то с отменой обязательной программы многие сборные включились в борьбу.

 

— Скажите, а как сильно влияет на то, как меняется гимнастика, личность президента FIG? Двадцать лет у руля стоял Бруно Гранди. Что ждет нас с учетом того, что на смену ему сейчас пришел Моринари Ватанабе?

 

— Над этим вопросом нужно подумать. Бруно Гранди, как и любой итальянец, очень эмоциональный человек и черты его характера, безусловно, накладывали отпечаток на его руководстве. Ватанабе, как и все японцы, сдержан и очень строго придерживается правил, не только правил соревнований, а правил вообще. Если документ подписан, то никаких отклонений от него быть не может. Зная это качество, присущее японской нации, лично я очень позитивно смотрю на то, что к руководству FIG пришел Ватанабе. 

 

Приведу свежий пример. На этапе Кубка мира в Баку азербайджанцы решили устроить шоу. Соревнования должны были проходить в темном зале под прожекторами, луч направлялся конкретно на снаряд, где выступал спортсмен. Во Франции такая практика существует уже очень много лет. Мы еще в 90-х так выступали. Никакой паники не было. В Баку проблема была в абсолютно неграмотном направлении света. Каталина Понор, когда стала разминаться в этих лучах, сразу сказала: «Я убьюсь, прыгаю и под собой вижу не бревно, а свою тень». Моя ученица, которая также участвовала в тех соревнованиях, такие слезные сообщения мне посылала: «Я жерди вообще не вижу. Подхват сделаю Егера — и все, у меня уже нижняя жердь, опоздала…» 

 

Из всех финалисток на брусьях только одна в квалификации сделала упражнение без падения — это украинка Диана Варинская. Некоторые по два-три раза падали. Израильский гимнаст практически потерялся в воздухе во время исполнения вольных упражнений, раскрылся и на голову прилетел на ковер. Было очень сложно, но никто не мог решить проблему. Многие подходили, просили включить освещение, представителем техкома там был Артур Мицкевич. Но и он ничего не мог сделать. И тогда японские тренеры позвонили Ватанабе. Рассказали, что происходит в Баку. На следующий день прилетел представитель FIG. И вторая половина квалификации уже прошла при освещении. Это говорит о том, что новый президент быстро реагирует, и сразу принимает решение в пользу спортсменов. 

 

Анна САВЧИК, Спорт-Экспресс в Украине